Будет ли у туроператора Join Up своя авиакомпания ?
В государственном реестре юридических лиц есть запись о регистрации авиакомпании SkyUp. В реестре сказано, что основало авиакомпанию ООО ACS-Украина, конечным бенефициаром которого являются Татьяна и Юрий Альбы (Юрий Альба — гендиректор туроператора Join UP!). Размер взноса ООО в уставный фонд перевозчика составил 1 млн гривен. Основным видом деятельности SkyUp является авиаперевозка пассажиров, однако компания может также предоставлять услуги бронирования, заниматься авиационными грузоперевозками, вспомогательным обслуживанием авиатранспорта и другой вспомогательной деятельностью в транспортной сфере. Руководителем перевозчика в реестре назван известный авиаэксперт Евгений Хайнацкий, работавший в свое время в компаниях «Аэросвит», «Роза Ветров» и Air Onix.
В Join UP! о новом проекте Юрия Альбы пока молчат, как и все, кто может иметь отношение к новому перевозчику.
Проще всего предположить, что SkyUp, учитывая бенефициаров, станет вторым Azur Air (будет выполнять чартерные рейсы под заказ одного туроператора), но если сопоставить время появления записи в реестре с активностью украинских транспортных чиновников, то получается, что SkyUp — тот самый украинский лоукостер, о котором в июле говорил министр инфраструктуры Владимир Омелян. «Национальный лоукостер будет. Это будет частная компания, которая будет ориентироваться не только на внешних перевозках, но и на внутренних. Это позволит совместить все региональные аэропорты», — заявил тогда министр.
Если это так, то проект окажется вполне самостоятельным и рассчитанным не только на туристов. Пока сроки выхода перевозчика на рынок неизвестны: для выполнения полетов нужны не только летчики, бортпроводники и самолеты — нужны лицензия и сертификат эксплуатанта, которых, судя по всему, еще нет. По закону, чтобы получить эти документы, необходимо не менее трех месяцев. Опыт показывает, что улаживание таких формальностей занимает по меньшей мере полгода.
Учитывая, что авиакомпания только-только объявила о наборе бортпроводников (собеседования обещают проводить в декабре-январе, а затем отправлять отобранных специалистов на спецобучение, которое длится не меньше двух месяцев), в ближайшее время полетов не будет. Хорошо, если они начнутся к весне. Кроме того ничего не известно о самолетах авиакомпании: какого типа суда она будет использовать, есть ли у нее договоренности на этот счет или она только примеряется?
Как правило, лоукостеры летают на новых бортах — хотелось бы верить, что украинский не станет исключением. Впрочем, в туркомпаниях уверены, что новый перевозчик все-таки будет заточен под чартерные программы «Джоина». «Регулярка — не их бизнес», — уверен один из экспертов.
«Я думаю, что туроператор строит так называемый вертикально-интегрированный холдинг, — рассуждает гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик. — Следующим этапом могут стать свои отели. А пока он пытается минимизировать в долгосрочной перспективе себестоимоть авиаперевозки. Сначала это будет значить дополнительные риски и расходы. Но уменьшение себестоимости перевозки позволит стать более конкурентноспособным в будущем. Сейчас на туррынке лишь у одного туроператора есть собственная авиакомпания — это Azur Air у Anex Tour.